В Республике Беларусь ожидаются изменения для водителей мотоблоков. Как сообщил 12 ноября начальник отделения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко, владельцы мотоблоков с прицепами получат возможность передвигаться по дорогам с усовершенствованным покрытием.
Таким транспортным средствам будет разрешено ездить по любой проезжей части, где скорость движения не превышает 90 км/ч, но на расстоянии не более одного метра от правого края дороги. Однако данная возможность будет действовать только в светлое время суток.
Я думаю большинство владельцев мотоблоков МТЗ согласятся и подтвердят нашу информацию, что очень часто при эксплуатации мотоблока МТЗ при переключении передач и реверса резиновый шарик рукоятки 36- 1310139 слетает с рычага и в лучшем случае остаётся в руке, а в худшем мы его долго и упорно ищем в траве или перепаханной земле, что тоже не всегда успешно. Поэтому порой приходится работать на мотоблоке вообще без резиновых рукояток, натирая до крови мозоль.
Новая пластиковая рукоятка А13.17.000 решает все вышеперечисленные проблемы. Она эстетично смотрится на мотоблоке, очень удобна в эксплуатации для рук оператора, а также прочно, надёжно фиксируется на рычагах мотоблока.
При самостоятельной её установке, обращаем ваше внимание!!!
Обязательно нагреть рукоятку А13.17.000 феном (во избежание трещин).
Для приобретения данных рукояток можно приехать лично по адресу: Минский район, Щомыслицкий с/с, 37А, район а.г. Озерцо или заказать по почте наложенным платежом.
Мотоблоки МТЗ производились на МТЗ с начала 80х лет и защитным кожухом на рулевую штангу никогда ранее не комплектовались. Лишь в начале 2000-х, уже когда производство мотоблоков МТЗ было передано на САЗ (1997 г.), конструкторы задумались над этой темой. Что их подвигло к этому трудно сказать, но на это, по моему мнению, есть две значимые причины.
Во-первых, защитный кожух выполняет функцию защиты системы переключения передач, реверса и блокировки мотоблока МТЗ от попадания влаги, пыли, грязи.
Нам, как специалистам по ремонту мотоблоков МТЗ часто приходится при ремонте вскрывать КПП, особенно старых мотоблоков, у которых отсутствует данный кожух, и мы наблюдаем практически при каждой разборке, что масло залитое в КПП находится с примесью воды белого цвета (можно сказать эмульсия), что резко снижает качество масла и как следствие приводит к преждевременному износу КПП, и дорогостоящему ремонту. А причиной этому, проникновение влаги, осадков в КПП через полиамидные втулки системы рычагов.
При установке защитного кожуха наличие такой примеси отсутствует вообще, либо минимально. Поэтому установка защитного кожуха 09Н- О000019-П на мотоблок МТЗ оправдана уже исходя из этих соображений.
Во-вторых, владельцы мотоблоков МТЗ отмечают тот факт, что после установки на мотоблок МТЗ защитного кожуха 09Н-0000019-П он выглядит
более эргономично и эстетично.
В настоящее время сервисный центр «Мотоблок-мастер» предлагает владельцам мотоблоков МТЗ-05,06,08,09,12 защитный кожух на рулевую штангу мотоблока МТЗ 09Н-0000019-П изготовленный из высокопрочного пластика, устойчивого к высоким и низким температурам и царапинам.
И приятное дополнение ко всему вышесказанному — это наличие оригинальной эмблемы завода-изготовителя САЗ, которой по желанию владельца комплектуется защитный кожух 09Н-0000019-П. Для приобретения данного кожуха можно приехать лично по адресу: Минский район, Щомыслицкий с/с, 37А, район а.г. Озерцо или заказать по почте наложенным платежом.
Владельцы мотоблоков со стажем, конечно же, уже давно определились — нужны ли крылья на своего двухколёсного коника или нет. А вот владельцы-новички часто задаются таким вопросом — а для чего они нужны? Поэтому, сейчас давайте вместе разберёмся над этим.
Как вы знаете, что основная функция крыльев — это защита от летящих из-под колёс комков грязи, брызг воды, камней и т.д. Особенно это ощутимо, используя мотоблок МТЗ на транспортных работах совместно с полуприцепом.
Я думаю, многим знакома та неприятная ситуация, когда на 4-й передаче преодолеваешь труднопроходимую местность — лужу, грязь и т.д. Вы ощущаете на себе весь спектр этих веществ. Особенно это сказывается при езде во время дождя. Так вот, наличие крыльев достаточно эффективно защищает нас от такого рода неприятностей во время транспортных работ на мотоблоке МТЗ.
Во-вторых, крылья — это дополнительный аксессуар, утяжеляющий мотоблок МТЗ, особенно если они изготовлены из металла, а для эксплуатации мотоблока — это полезно. Также многие согласятся, что крылья улучшают эстетический вид мотоблока.
Учитывая тот факт, что последнее время многие владельцы мотоблоков МТЗ стремятся повысить транспортную скорость мотоблока (за счёт скоростных шестерён, установки 5-й передачи, модернизации 2 и 4 передачи) можно сделать вывод, что крылья для мотоблока МТЗ весьма будут полезны владельцам мотоблоков. А также хотим проинформировать владельцев мотоблоков МТЗ, что сервисный центр «Мотоблок-мастер» предлагает Вам крыло 152-8403001 изготовленное из высокопрочного пластика, а также качественный кронштейн-крепление 152-8403025.
Приобрести крылья и крепления к ним вы можете как непосредственно в самом сервисном центре, так и заказать Белпочтой, наложенным платежом.
Минский район, Щомыслицкий с/с, район а.г. Озерцо, 37А.
В 80-90 г., работая в отделе рекламаций МТЗ по своим служебным обязанностям я был в постоянном контакте с поставщиком на завод МТЗ двигателей УД/СК для мотоблоков и мини-тракторов — заводом ПЗМД. Поэтому, хотел бы поделиться информацией по двигателям УД15/25, СК-6/12. Развеять некоторые мифы и разобраться, есть ли между УД-15/25 и СК-6/12 существенная разница, особенно в плане мощности!?
Производство УД-15/25 было освоено на ПЗМД (Петропавловский завод малолитражных двигателей в Северо-Казахстанской обл.) в конце 60-х лет. Подчинялся завод Министерству обороны СССР. Производство продолжалось до начала 2000-х годов и, к сожалению, в последующем было признано банкротом и ликвидировано. В интернете есть некомпетентные статьи, и в Википедии также эта тема полностью не раскрыта и размазана, так как ссылка идёт на Ульяновский завод, где производство УД-15/25 относят к Ульяновскому заводу. (Не путайте, в Ульяновске выпускались двигатели УД-1/2, конструкция их существенно отличается, для быстрого визуального отличия там отсутствует бензонасос, разное расположение клапанов, цилиндр-головки, система смазки и много др.отличий.)УД-15/25( Универсальный двигатель) выпускался только на заводе ПЗМД.
В конце 80-х с МО СССР на завод ПЗМД поступило указание — повысить мощность и увеличить экономичность выпускаемых двигателей, они в основном шли на военные генераторы АБ-2/4 МО, но часть шла и на гражданские нужды — мотоблоки, мини-трактора, катки для укладки асфальта и др. Конечно, для этого было необходимо менять ЦПГ двигателя, но это было очень проблематично, так как двигатель унифицирован с автомобилем ЗАЗ-965 — 30л.с. Поэтому поршневую группу не изменили, а модернизацию провели, освоив в Самаре производство универсального электронного магнето КАТЭК 13.3728, которое применялось как на одно-, так и на двухцилиндровых двигателях вместо механических М137А, М151 и карбюраторатор К16М в Питере (на заводе Пекар) на более экономичный с центральной (вместо боковой) поплавковой камерой- К45М3, ножной запуск изменили на ручной шкив (по необходимости) и управление дроссельной заслонкой с верхнего положения перевели на центробежный регулятор — нижнее положение, максимальные обороты при этом не изменились 3000об/мин. Но при этом была исключена возможность натяжения регулировочным винтом пружины, которой можно было увеличить обороты мотора для увеличения скорости, так как это зачастую приводило к выходу из строя регулятора, рассухариванию клапанов и повышенному износу мотора. Мощность двигателя де-факто не изменилась, но по документации де-юре она увеличилась, сославшись на модернизацию и вместо УД (Универсальный двигатель), аббревиатура изменилась на СК (Советский Казахстан).
Р.S. Двигатели УД15/25 по своим удельным показателям находились на одном уровне с аналогичными двигателями малой мощности, разработанных за рубежом в 60-е годы. Позже конструкция зарубежных двигателей постоянно развивалась (Honda GX в конце 70-х), а наши отечественные потеряли конкурентоспособность!
Идея создания мотоблока зародилась в начале 70-х годов в ГСКБ, в конструкторском бюро перспективного проектирования, руководил которым Козлов Е. Н. А началось все с самодельного мотоблока, который изготовил своим родителям инженер- конструктор Кузнецов А.Д. Мотоблок был сделан на базе двигателя от мотоцикла ИЖ, это и определило дальнейшее направление работ по созданию средств малой механизации.
На фотографии Кузнецов Антон Дмитриевич с одним из первых мотоблоков.
В процессе конструирования был изучен опыт зарубежных фирм, выпускающих аналогичные изделия. Зарубежные мотоблоки были в основном низкоклиренсные, что не в полной мере соответствовала технологии возделывания сельскохозяйственных культур в личных подсобных хозяйствах СССР. Изучив технологию посадки картофеля, свеклы и других овощных культур было принято решение о разработке мотоблока с повышенным дорожным просветом 300мм. и колеей 450, 600, 700мм.
Наиболее подходящими для мотоблока оказались двигатели Петропавловского завода малолитражных двигателей (Казахстан) УД-15 и УД-25, впоследствии СК-6, СК-12 они максимально унифицированы и сконструированы на базе двигателя МЕМЗ-966 автомобиля Запорожец.
Силовая передача мотоблока спроектирована аналогично тракторной, что позволило значительно увеличить срок службы изделия. В конструкции была использована муфта сцепления с пробковыми фрикционными дисками от выпускаемого в то время мотоцикла на Минском мотовелозаводе, однако из-за низкой надежности они были заменены на пластмассовые, производство которых было организовано на участке пластмасс и резиновых изделий в цехе опытного производства. Коробка передач с шестернями постоянного зацепления, имеющая четыре передачи вперед и две назад, главная передача, дифференциал и ВОМ размещены в одном корпусе. Конечные передачи смонтированы в отдельных корпусах и стыкуются с корпусом трансмиссии, обеспечивая дорожный просвет 300 мм. Следует отметить, что начало производства мотоблока не 1978 год, как многие пишут, а 1981. До этого, начиная с 1976 г., была разработана конструкция, согласовано техзадание, изготовлены опытные образцы, проведены стендовые испытания трансмиссии и испытания опытных образцов мотоблоков, доработана документация по результатам испытаний и выдана в подготовку производства.
В 1979 году была создана группа по разработке мотоблоков во главе с Кузнецовым А.Д., в которой работали Стульба И.С., Швайба Н.М. и др. В мае 1981 года приказом директора завода группа была преобразована в конструкторское бюро мотоблоков.
Организовать производство мотоблоков на МТЗ, ввиду загруженности основным производством, было невозможно, поэтому было принято решения привлечь к производству Минский моторный завод, мотовелозавод, завод шестерен, станкостроительный завод.
В 1981 году выходит Постановление Совета Министров БССР «О выпуске на МТЗ партии мотоблоков 150 штук», этим постановлением предприятиям доведено задание о поставке МТЗ узлов и деталей для сборки мотоблоков. Аналогичные постановления были выпущены на 1982 и 1983 годы с выпуском мотоблоков 500 и 1000 штук соответственно. Сборочное производство мотоблоков организовали на площадях испытательной станции МТЗ. на специально сконструированных стендах. Одновременно на заводе «Лидсельмаш» начали выпускать сельхозорудия к мотоблоку. Особенно резко возрос спрос на мотоблоки, когда была снижена цена (876 руб. вместо 1267), при этом производство мотоблоков на испытательной станции достигло до 5000 штук в год. В середине 80 годов производство мотоблоков перенесено на МТЗ. К тому времени КБ мотоблока разработало малогабаритный трактор «Беларусь МТЗ 82БС, с двухцилиндровым V-образным двигателем «Бриггс-Страттон, мощностью 12,5 л.с., который также выпускался на этих площадях. Производство мотоблоков и мини-тракторов на МТЗ велось до 1992г., после чего началась новейшая история малогабаритной техники на РУП «Сморгонский агрегатный завод».
За разработку и освоение серийного производства малогабаритной техники в 1994 году ряду работников МТЗ присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
PS: Мотоблок как и любая другая техника имеет определенные недостатки например, есть у владельцев проблемы с выключением блокировки дифференциала на пахоте, культивации при развороте. Существенно улучшится разворот, если, находясь в прямолинейном движении в самом конце гона одной рукой слегка подергивать рукоятку управления мотоблоком влево, вправо, а другой рукой выдернуть тягу блокировки и поставить на фиксатор. Многие владельцы мотоблоков, вероятно, так и делают.
Первый заместитель начальника ГСКБ с 1996 по 2009 г.г. А.Д.Кузнецов.
Недавно в ремонте была трансмиссия мотоблока МТЗ с 5-ой передачей и тормозами выпущенная в конце 80 -ых.
Для информации — с пятой передачей была сделана опытная партия, не более 100 шт., а с тормозами были произведены единичные экземпляры.
Причем сборка их была организована не в сборочном цехе МТЗ (в то время производство мотоблоков было на МТЗ в Минске, на САЗ передали в 90-ых), а в ЦОПе-цехе опытного производства.Также в этом цехе собирались опытные мотоблоки с трансмиссией от МТЗ-082.
Так вот примечательно то, что после длительной эксплуатации мотоблока, а это с конца 80-ых и по настоящее время,- все детали, за исключением некоторых подшипников, штока КПП и дисков сцепления, находятся в хорошем состоянии.
Это ещё раз свидетельствует о надежности КПП с 5-ой передачей.
Почему их не запустили в серийное производство? На это были другие причины, не касающиеся качества и долговечности изделия. В ближайшее время намерен встретиться с Кузнецовым А.Д — создателем этого детища, поэтому, если есть вопросы- задавайте, передам.
Вижу многих заинтересовала конструкция тормозов. Есть короткое видео. Когда смонтирую — выложу больше.
Существует несколько вариантов оснащения мотоблока МТЗ гидроприводом.
Один из них-это привод насоса от ВОМ, второй вариант установить дополнительный шкив на двигатель и передавать вращение через ременную передачу.
Практически оба этих варианта установки гидропривода можно реализовать, но у них есть ряд недостатков. Это и громоздкость конструкций, низкий КПД, а также невозможность использования ВОМ по прямому назначению.
Поэтому самым надёжным и проверенным вариантом будет установка на мотоблок МТЗ гидропривода от минитрактора МТЗ-152.
Установка гидравлики на мотоблок позволит нам изготовить самосвальный прицеп, а также в дальнейшем мотоблок при желании можно переоборудовать в минитрактор с полноценной гидравлической навеской.
Сегодня мы будем устанавливать на двигатель УД-25/СК-12 стартер от двигателя Хонда 13 лошадиных сил.
Необходимые этапы работ:
— откручиваем старый кожух маховика,
— модернизируем стаканчик от нового стартера Honda. Для этого его нужно укоротить на 2 сантиметра,
— рассверливаем отверстие под коленвал с диаметра 16 мм. на 26 мм.,
— устанавливаем модернизированный стаканчик на коленвал,
— на новом кожухе предварительно сверлим отверстия для 3-ёх болтов (можно 6) для нового стартера. Внутреннюю часть болтов обрезаем, потому что есть вероятность что они могут цепляться за маховик.
Первые мотоблоки «МТЗ-05» на Минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году как «пешеходный трактор». Коробка перемены передач (далее – КПП) была разработана КБ мотоблоков МТЗ для максимальной скорости 10 км/ч. Диапазон скоростей в мотоблоке позволяет использовать широкий спектр навесного оборудования: плуг, окучник, борона, культиватор, диски, фреза, отвал, щётка коммунальная, косилка, грабли, снегоочиститель, адаптер, картофелесажалка, картофелекопалка и т.д. А вот в сцепке с транспортным прицепом при транспортировке грузов скорости по ровной дороге явно не хватает.
Специалисты нашей организации ранее упоминали, что наша организация кроме услуг по гарантийному и сервисному обслуживанию постоянно работает в направлении модернизации, улучшения качества минитехники. В решении многих вопросов нам оказывает помощь основоположник, конструктор мотоблоков, минитракторов МТЗ – Кузнецов А.Д. Он уже находится на заслуженном отдыхе, но до сих пор оказывает нам свою творческую поддержку. Благодаря нашей совместной с ним работе было принято решение модернизировать КПП мотоблока и установить дополнительную 5-ю передачу. Модернизацией находящихся в обращении мотоблоков занимается мастерская ЧСУП «Мотоблок-мастер», расположенная в Минском р-не, аг. Озерцо, ул. Центральная, 2А. которая предлагает владельцам мотоблоков МТЗ Беларус 05,06,08,09 доработать как эксплуатируемые, так и новые мотоблоки, установив дополнительную транспортную 5-ю передачу.
Купить мотоблок 09Н с 5-ой передачей можно в интернет-магазине tehno-sad.by
Скоростные характеристики модернизированного мотоблока МТЗ Беларус (расчётные [км/час], при максимальной скорости вращения двигателя 3600 об./мин.) в зависимости от размера установленных колёс и установленных бортовых шестерён представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Номер передачи
Коэффициент передачи с двигателя на колёса
Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни обычные, колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм.), км/час
Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни, ускорен., колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм.), км/час
Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни обычные, колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм.), км/час
Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни ускорен., колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм.), км/час
1
2
3
4
5
6
Первая
156 : 1
2,5
4,2
3,0
4,9
Вторая
87 : 1
4,4
7,3
5,5
9,1
Третья
62 : 1
6,2
10,3
7,9
12,7
Четвёртая
35 : 1
11,0
18,4
13,7
22,7
Пятая
22 :1
17,5
29,0
21,7
36,0
Задняя-1
130 : 1
3,0
4,9
3,7
6,1
Задняя-2
73 : 1
5,3
8,8
6,5
10,8
Информацию по модернизации мотоблока МТЗ Беларус 05…09 можно посмотреть в статье.
Преимущества мотоблока МТЗ Беларус с 5-й передачей
1. Мотоблок МТЗ Беларус превращается в уникальный агрегат с пятью скоростями вперёд и двумя назад, что удовлетворит всем требованиям покупателей и позволит оптимально подобрать передачу при работе с любым дополнительным оборудованием.
2. Мотоблок МТЗ Беларус становится самым скоростным мотоблоком с самым широким диапазоном скоростей, что, наряду с его легендарной надёжностью и неубиваемостью, делает его вне конкуренции по отношению к другим мотоблокам, предлагаемым на рынке сегодня.
Порядок проведения модернизации
1. Связаться с ЧСУП «Мотоблок-мастер» по телефонам: +375 (17) 512-37-12, +375(29) 674-16-74, +375 (29) 876-78-78 и договориться, когда смогут приехать за мотоблоком или когда привести мотоблок самостоятельно. Мотоблок желательно очистить от грязи и масляных загрязнений.
2. В ЧСУП «Мотоблок-мастер» мотоблок полностью разбирают, освобождают коробку перемены передач (КПП).
3. Корпус КПП везут на завод, где её фрезеруют и растачивают на координатно-расточном станке, сверлят отверстия и нарезают резьбу для крепёжных элементов, изготавливают для замены внутри КПП новые шестерни, втулки, комплекты деталей для установки элементов 5-й передачи снаружи КПП и на штанге управления.
4. Специалисты ЧСУП «Мотоблок-мастер» собирают мотоблок на модернизированной коробке передач, попутно делают дефектовку, замену изношенных деталей и устанавливают дополнительные детали 5-й передачи, сделанные на заводе для установки внутри, снаружи КПП и на штанге управления.
5. В завершение проводят полную регулировку и контрольную обкатку мотоблока перед сдачей заказчику.
Работы, выполняемые на заводе
1. На всю ширину корпуса коробки перемены передач (Корпус трансмиссии 05-2401011) перед местом расположения верхней крышки фрезеруют площадку, 1 на которой фрезеруют окно 2 под механизм включения 5-й передачи, сверлят три отверстия 3 и нарезают в них резьбу для крепления указанного механизма (фото 1).
Фото 1.
2. Взамен блока шестерён 1 (Колесо зубчатое 05-1701220) (фото 2) и опорной втулки 2 (Втулка 05-1701223) изготавливают блок шестерён 3 с нарезанными шлицами по внутреннему отверстию и опорную втулку 4 с нарезанными шлицами на торцевом упоре, что позволяет механизму включения 5-й передачи вводить их в зацепление. В блоке шестерён 3 ширину большей шестерни увеличивают с 9 мм. до 12 мм. В опорной втулке 4 диаметр посадочного места под подшипник 204 увеличивают с 20 мм. до 25 мм. и устанавливают подшипник 105.
Фото 2.
3. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 3) для установки снаружи КПП.
Фото 3.
4. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 4) для установки на штангу управления.
Фото 4.
Работы, выполняемые на ЧСУП «Мотоблок-мастер»
1. Собирают КПП и (фото 5), вместо пары «блок шестерён 1 – втулка 2» устанавливают «блок шестерён 3 – втулка 4» (фото 6).
Фото 5.
Фото 6.
2. Устанавливают механизм включения 5-й передачи (фото 7)
Фото 7.
и крепят его 3-мя болтами М8 (фото 8).
Фото 8.
3. Устанавливают на штанге управления ручку включения 5-й передачи (фото 9).
Фото 9.
4. Тягу включения 5-й передачи (фото 10)
Фото 10.
присоединяют к ручке управления на штанге (фото 11)
Фото 11.
и на КПП (фото 12).
Фото 12.
5. Устанавливают все остальные узлы и детали.
6. Заливают масло в КПП, заправляют мотоблок бензином.
7. Заводят двигатель, производят регулировку органов управления.
8. Проводят контрольную обкатку мотоблока с выездом на дорогу и проверку скоростных характеристик (видео на нашем YouTube канале).
Механика включения 5-й передачи в КПП
Механизм включения 5-й передачи перемещает блок шестерню 05-1701220 М из положения » откл» в положение «вкл» на расстояние 6 мм. и происходит зацепление зубьев большого венца блок- шестерни 05-171220 и шестерни 05-1701219 на ширину 7 мм.
Фото 13. Пятая передача выключена.
Фото 14. Пятая передача включена.
PS. Произведена доработка блока шестерён для увеличения надёжности использования 5-й передачи.
1. Исходя из того, что большая шестерня блока шестерён шириной 12 мм. при нахождении механизма включения 5-й передачи в положении «откл.» имеет зазор с механизмом включения передач «вперёд – назад» порядка 3,5 мм. (фото 15), произведено:
— увеличение ширины зубьев большой шестерни блока шестерён с 12 мм. до 15 мм.;
— уменьшение, соответственно, ширины вилки механизма включения 5-й передачи с 25,4 мм. до 22,4 миллиметров.
Фото 15.
2. В этом случае ширина зацепления по зубьям между большой шестерней блока шестерён (шириной 15 мм.) и сопрягаемой шестерней (шириной 9 мм.) увеличилась до 9 мм (т.е. полное зацепление сопрягаемых шестерен), что значительно увеличило надёжность и долговечность данной конструкции.