Отличие двигателей УД15/25 от СК6/12

В 80-90 г., работая в отделе рекламаций МТЗ по своим служебным обязанностям я был в постоянном контакте с поставщиком на завод МТЗ двигателей УД/СК для мотоблоков и мини-тракторов — заводом ПЗМД. Поэтому, хотел бы поделиться информацией по двигателям УД15/25, СК-6/12. Развеять некоторые мифы и разобраться, есть ли между УД-15/25 и СК-6/12 существенная разница, особенно в плане мощности!?

Производство УД-15/25 было освоено на ПЗМД (Петропавловский завод малолитражных двигателей в Северо-Казахстанской обл.) в конце 60-х лет. Подчинялся завод Министерству обороны СССР. Производство продолжалось до начала 2000-х годов и, к сожалению, в последующем было признано банкротом и ликвидировано. В интернете есть некомпетентные статьи, и в Википедии также эта тема полностью не раскрыта и размазана, так как ссылка идёт на Ульяновский завод, где производство УД-15/25 относят к Ульяновскому заводу. (Не путайте, в Ульяновске выпускались двигатели УД-1/2, конструкция их существенно отличается, для быстрого визуального отличия там отсутствует бензонасос, разное расположение клапанов, цилиндр-головки, система смазки и много др.отличий.)УД-15/25( Универсальный двигатель) выпускался только на заводе ПЗМД.

В конце 80-х с МО СССР на завод ПЗМД поступило указание — повысить мощность и увеличить экономичность выпускаемых двигателей, они в основном шли на военные генераторы АБ-2/4 МО, но часть шла и на гражданские нужды — мотоблоки, мини-трактора, катки для укладки асфальта и др. Конечно, для этого было необходимо менять ЦПГ двигателя, но это было очень проблематично, так как двигатель унифицирован с автомобилем ЗАЗ-965 — 30л.с. Поэтому поршневую группу не изменили, а модернизацию провели, освоив в Самаре производство универсального электронного магнето КАТЭК 13.3728, которое применялось как на одно-, так и на двухцилиндровых двигателях вместо механических М137А, М151 и карбюраторатор К16М в Питере (на заводе Пекар) на более экономичный с центральной (вместо боковой) поплавковой камерой- К45М3, ножной запуск изменили на ручной шкив (по необходимости) и управление дроссельной заслонкой с верхнего положения перевели на центробежный регулятор — нижнее положение, максимальные обороты при этом не изменились 3000об/мин. Но при этом была исключена возможность натяжения регулировочным винтом пружины, которой можно было увеличить обороты мотора для увеличения скорости, так как это зачастую приводило к выходу из строя регулятора, рассухариванию клапанов и повышенному износу мотора. Мощность двигателя де-факто не изменилась, но по документации де-юре она увеличилась, сославшись на модернизацию и вместо УД (Универсальный двигатель), аббревиатура изменилась на СК (Советский Казахстан).

Р.S. Двигатели УД15/25 по своим удельным показателям находились на одном уровне с аналогичными двигателями малой мощности, разработанных за рубежом в 60-е годы. Позже конструкция зарубежных двигателей постоянно развивалась (Honda GX в конце 70-х), а наши отечественные потеряли конкурентоспособность!

Запчасти для двигателей УД 15, УД 25 и СК.

Автор статьи: Семёник Александр.

Городской телефон: +375(17) 512-37-12.
Мобильные телефоны: +375296741674 (A1, Viber и WhatsApp); +375298767878 (МТС).