5-я передача в мотоблоках МТЗ – 05,06,08,09,12

Первые мотоблоки «МТЗ-05» на Минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году как «пешеходный трактор». Коробка перемены передач (далее – КПП) была разработана КБ мотоблоков МТЗ для максимальной скорости 10 км/ч. Диапазон скоростей в мотоблоке позволяет использовать широкий спектр навесного оборудования: плуг, окучник, борона, культиватор, диски, фреза, отвал, щётка коммунальная, косилка, грабли, снегоочиститель, адаптер, картофелесажалка, картофелекопалка и т.д. А вот в сцепке с транспортным прицепом при транспортировке грузов скорости по ровной дороге явно не хватает.

Специалисты нашей организации ранее упоминали, что наша организация кроме услуг по гарантийному и сервисному обслуживанию постоянно работает в направлении модернизации, улучшения качества минитехники. В решении многих вопросов нам оказывает помощь основоположник, конструктор мотоблоков, минитракторов МТЗ – Кузнецов А.Д. Он уже находится на заслуженном отдыхе, но до сих пор оказывает нам свою творческую поддержку. Благодаря нашей совместной с ним работе было принято решение модернизировать КПП мотоблока и установить дополнительную 5-ю передачу. Модернизацией находящихся в обращении мотоблоков занимается мастерская ЧСУП “Мотоблок-мастер”, расположенная в Минском р-не, аг. Озерцо, ул. Центральная, 2А. которая предлагает владельцам мотоблоков МТЗ Беларус 05,06,08,09 доработать как эксплуатируемые, так и новые мотоблоки, установив дополнительную транспортную 5-ю передачу.

Купить мотоблок 09Н с 5-ой передачей можно в интернет-магазине tehno-sad.by

Скоростные характеристики модернизированного мотоблока МТЗ Беларус (расчётные [км/час], при максимальной скорости вращения двигателя 3600 об./мин.) в зависимости от размера установленных колёс и установленных бортовых шестерён представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Номер передачи Коэффициент передачи с двигателя на колёса Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни обычные, колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм.), км/час Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни, ускорен., колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм.), км/час Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни обычные, колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм.), км/час Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни ускорен., колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм.), км/час
1 2 3 4 5 6
Первая 156 : 1 2,5 4,2 3,0 4,9
Вторая 87 : 1 4,4 7,3 5,5 9,1
Третья 62 : 1 6,2 10,3 7,9 12,7
Четвёртая 35 : 1 11,0 18,4 13,7 22,7
Пятая 22 :1 17,5 29,0 21,7 36,0
Задняя-1 130 : 1 3,0 4,9 3,7 6,1
Задняя-2 73 : 1 5,3 8,8 6,5 10,8

Информацию по модернизации мотоблока МТЗ Беларус 05…09 можно посмотреть в статье.

Видео тестового заезда на мотоблоке с 5-й передачей можно посмотреть на YouTube “Тест модернизированного мотоблока МТЗ с пятой передачей.”

Преимущества мотоблока МТЗ Беларус с 5-й передачей
1. Мотоблок МТЗ Беларус превращается в уникальный агрегат с пятью скоростями вперёд и двумя назад, что удовлетворит всем требованиям покупателей и позволит оптимально подобрать передачу при работе с любым дополнительным оборудованием.
2. Мотоблок МТЗ Беларус становится самым скоростным мотоблоком с самым широким диапазоном скоростей, что, наряду с его легендарной надёжностью и неубиваемостью, делает его вне конкуренции по отношению к другим мотоблокам, предлагаемым на рынке сегодня.

Порядок проведения модернизации
1. Связаться с ЧСУП “Мотоблок-мастер” по телефонам: +375 (17) 512-37-12, +375(29) 674-16-74, +375 (29) 876-78-78 и договориться, когда смогут приехать за мотоблоком или когда привести мотоблок самостоятельно. Мотоблок желательно очистить от грязи и масляных загрязнений.
2. В ЧСУП “Мотоблок-мастер” мотоблок полностью разбирают, освобождают коробку перемены передач (КПП).
3. Корпус КПП везут на завод, где её фрезеруют и растачивают на координатно-расточном станке, сверлят отверстия и нарезают резьбу для крепёжных элементов, изготавливают для замены внутри КПП новые шестерни, втулки, комплекты деталей для установки элементов 5-й передачи снаружи КПП и на штанге управления.
4. Специалисты ЧСУП “Мотоблок-мастер” собирают мотоблок на модернизированной коробке передач, попутно делают дефектовку, замену изношенных деталей и устанавливают дополнительные детали 5-й передачи, сделанные на заводе для установки внутри, снаружи КПП и на штанге управления.
5. В завершение проводят полную регулировку и контрольную обкатку мотоблока перед сдачей заказчику.

Работы, выполняемые на заводе
1. На всю ширину корпуса коробки перемены передач (Корпус трансмиссии 05-2401011) перед местом расположения верхней крышки фрезеруют площадку, 1 на которой фрезеруют окно 2 под механизм включения 5-й передачи, сверлят три отверстия 3 и нарезают в них резьбу для крепления указанного механизма (фото 1).

Фото 1.

2. Взамен блока шестерён 1 (Колесо зубчатое 05-1701220) (фото 2) и опорной втулки 2 (Втулка 05-1701223) изготавливают блок шестерён 3 с нарезанными шлицами по внутреннему отверстию и опорную втулку 4 с нарезанными шлицами на торцевом упоре, что позволяет механизму включения 5-й передачи вводить их в зацепление. В блоке шестерён 3 ширину большей шестерни увеличивают с 9 мм. до 12 мм. В опорной втулке 4 диаметр посадочного места под подшипник 204 увеличивают с 20 мм. до 25 мм. и устанавливают подшипник 105.

Фото 2.

3. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 3) для установки снаружи КПП.
Фото 3.

4. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 4) для установки на штангу управления.
Фото 4.

Работы, выполняемые на ЧСУП “Мотоблок-мастер”
1. Собирают КПП и (фото 5), вместо пары “блок шестерён 1 – втулка 2” устанавливают “блок шестерён 3 – втулка 4” (фото 6).

Фото 5.

Фото 6.

2. Устанавливают механизм включения 5-й передачи (фото 7)

Фото 7.

и крепят его 3-мя болтами М8 (фото 8).

Фото 8.

3. Устанавливают на штанге управления ручку включения 5-й передачи (фото 9).

Фото 9.

4. Тягу включения 5-й передачи (фото 10)

Фото 10.

присоединяют к ручке управления на штанге (фото 11)

Фото 11.

и на КПП (фото 12).

Фото 12.

5. Устанавливают все остальные узлы и детали.
6. Заливают масло в КПП, заправляют мотоблок бензином.
7. Заводят двигатель, производят регулировку органов управления.
8. Проводят контрольную обкатку мотоблока с выездом на дорогу и проверку скоростных характеристик (видео на нашем YouTube канале).

Механика включения 5-й передачи в КПП

Механизм включения 5-й передачи перемещает блок шестерню 05-1701220 М из положения ” откл” в положение “вкл” на расстояние 6 мм. и происходит зацепление зубьев большого венца блок- шестерни 05-171220 и шестерни 05-1701219 на ширину 7 мм.

Фото 13. Пятая передача выключена.

Фото 14. Пятая передача включена.

PS. Произведена доработка блока шестерён для увеличения надёжности использования 5-й передачи.

1. Исходя из того, что большая шестерня блока шестерён шириной 12 мм. при нахождении механизма включения 5-й передачи в положении “откл.” имеет зазор с механизмом включения передач “вперёд – назад” порядка 3,5 мм. (фото 15), произведено:
– увеличение ширины зубьев большой шестерни блока шестерён с 12 мм. до 15 мм.;
– уменьшение, соответственно, ширины вилки механизма включения 5-й передачи с 25,4 мм. до 22,4 миллиметров.

Фото 15.

2. В этом случае ширина зацепления по зубьям между большой шестерней блока шестерён (шириной 15 мм.) и сопрягаемой шестерней (шириной 9 мм.) увеличилась до 9 мм (т.е. полное зацепление сопрягаемых шестерен), что значительно увеличило надёжность и долговечность данной конструкции.

Дополнительные материалы:

Городской телефон: +375(17) 512-37-12.
Мобильные телефоны: +375296741674 (A1, Viber и WhatsApp); +375298767878 (МТС).