Первые мотоблоки «МТЗ-05» на Минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году как «пешеходный трактор». Коробка перемены передач (далее – КПП) была разработана КБ мотоблоков МТЗ для максимальной скорости 10 км/ч. Диапазон скоростей в мотоблоке позволяет использовать широкий спектр навесного оборудования: плуг, окучник, борона, культиватор, диски, фреза, отвал, щётка коммунальная, косилка, грабли, снегоочиститель, адаптер, картофелесажалка, картофелекопалка и т.д. А вот в сцепке с транспортным прицепом при транспортировке грузов скорости по ровной дороге явно не хватает.
Специалисты нашей организации ранее упоминали, что наша организация кроме услуг по гарантийному и сервисному обслуживанию постоянно работает в направлении модернизации, улучшения качества минитехники. В решении многих вопросов нам оказывает помощь основоположник, конструктор мотоблоков, минитракторов МТЗ – Кузнецов А.Д. Он уже находится на заслуженном отдыхе, но до сих пор оказывает нам свою творческую поддержку. Благодаря нашей совместной с ним работе было принято решение модернизировать КПП мотоблока и установить дополнительную 5-ю передачу. Модернизацией находящихся в обращении мотоблоков занимается мастерская ЧСУП «Мотоблок-мастер», расположенная в Минском р-не, аг. Озерцо, ул. Центральная, 2А. которая предлагает владельцам мотоблоков МТЗ Беларус 05,06,08,09 доработать как эксплуатируемые, так и новые мотоблоки, установив дополнительную транспортную 5-ю передачу.
Купить мотоблок 09Н с 5-ой передачей можно в интернет-магазине tehno-sad.by
Скоростные характеристики модернизированного мотоблока МТЗ Беларус (расчётные [км/час], при максимальной скорости вращения двигателя 3600 об./мин.) в зависимости от размера установленных колёс и установленных бортовых шестерён представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Номер передачи | Коэффициент передачи с двигателя на колёса | Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни обычные, колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм.), км/час | Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни, ускорен., колёса Ф – 140 М (диаметр 570 мм.), км/час | Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни обычные, колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм.), км/час | Скорость мотоблока при 3600 об/мин, шестерни ускорен., колёса Ф – 122 (диаметр 704 мм.), км/час |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первая | 156 : 1 | 2,5 | 4,2 | 3,0 | 4,9 |
Вторая | 87 : 1 | 4,4 | 7,3 | 5,5 | 9,1 |
Третья | 62 : 1 | 6,2 | 10,3 | 7,9 | 12,7 |
Четвёртая | 35 : 1 | 11,0 | 18,4 | 13,7 | 22,7 |
Пятая | 22 :1 | 17,5 | 29,0 | 21,7 | 36,0 |
Задняя-1 | 130 : 1 | 3,0 | 4,9 | 3,7 | 6,1 |
Задняя-2 | 73 : 1 | 5,3 | 8,8 | 6,5 | 10,8 |
Информацию по модернизации мотоблока МТЗ Беларус 05…09 можно посмотреть в статье.
Видео тестового заезда на мотоблоке с 5-й передачей можно посмотреть на YouTube «Тест модернизированного мотоблока МТЗ с пятой передачей.»
Преимущества мотоблока МТЗ Беларус с 5-й передачей
1. Мотоблок МТЗ Беларус превращается в уникальный агрегат с пятью скоростями вперёд и двумя назад, что удовлетворит всем требованиям покупателей и позволит оптимально подобрать передачу при работе с любым дополнительным оборудованием.
2. Мотоблок МТЗ Беларус становится самым скоростным мотоблоком с самым широким диапазоном скоростей, что, наряду с его легендарной надёжностью и неубиваемостью, делает его вне конкуренции по отношению к другим мотоблокам, предлагаемым на рынке сегодня.
Порядок проведения модернизации
1. Связаться с ЧСУП «Мотоблок-мастер» по телефонам: +375 (17) 512-37-12, +375(29) 674-16-74, +375 (29) 876-78-78 и договориться, когда смогут приехать за мотоблоком или когда привести мотоблок самостоятельно. Мотоблок желательно очистить от грязи и масляных загрязнений.
2. В ЧСУП «Мотоблок-мастер» мотоблок полностью разбирают, освобождают коробку перемены передач (КПП).
3. Корпус КПП везут на завод, где её фрезеруют и растачивают на координатно-расточном станке, сверлят отверстия и нарезают резьбу для крепёжных элементов, изготавливают для замены внутри КПП новые шестерни, втулки, комплекты деталей для установки элементов 5-й передачи снаружи КПП и на штанге управления.
4. Специалисты ЧСУП «Мотоблок-мастер» собирают мотоблок на модернизированной коробке передач, попутно делают дефектовку, замену изношенных деталей и устанавливают дополнительные детали 5-й передачи, сделанные на заводе для установки внутри, снаружи КПП и на штанге управления.
5. В завершение проводят полную регулировку и контрольную обкатку мотоблока перед сдачей заказчику.
Работы, выполняемые на заводе
1. На всю ширину корпуса коробки перемены передач (Корпус трансмиссии 05-2401011) перед местом расположения верхней крышки фрезеруют площадку, 1 на которой фрезеруют окно 2 под механизм включения 5-й передачи, сверлят три отверстия 3 и нарезают в них резьбу для крепления указанного механизма (фото 1).
Фото 1.
2. Взамен блока шестерён 1 (Колесо зубчатое 05-1701220) (фото 2) и опорной втулки 2 (Втулка 05-1701223) изготавливают блок шестерён 3 с нарезанными шлицами по внутреннему отверстию и опорную втулку 4 с нарезанными шлицами на торцевом упоре, что позволяет механизму включения 5-й передачи вводить их в зацепление. В блоке шестерён 3 ширину большей шестерни увеличивают с 9 мм. до 12 мм. В опорной втулке 4 диаметр посадочного места под подшипник 204 увеличивают с 20 мм. до 25 мм. и устанавливают подшипник 105.
Фото 2.
3. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 3) для установки снаружи КПП.
Фото 3.
4. Изготавливают комплект деталей 5-й передачи (фото 4) для установки на штангу управления.
Фото 4.
Работы, выполняемые на ЧСУП «Мотоблок-мастер»
1. Собирают КПП и (фото 5), вместо пары «блок шестерён 1 – втулка 2» устанавливают «блок шестерён 3 – втулка 4» (фото 6).
Фото 5.
Фото 6.
2. Устанавливают механизм включения 5-й передачи (фото 7)
Фото 7.
и крепят его 3-мя болтами М8 (фото 8).
Фото 8.
3. Устанавливают на штанге управления ручку включения 5-й передачи (фото 9).
Фото 9.
4. Тягу включения 5-й передачи (фото 10)
Фото 10.
присоединяют к ручке управления на штанге (фото 11)
Фото 11.
и на КПП (фото 12).
Фото 12.
5. Устанавливают все остальные узлы и детали.
6. Заливают масло в КПП, заправляют мотоблок бензином.
7. Заводят двигатель, производят регулировку органов управления.
8. Проводят контрольную обкатку мотоблока с выездом на дорогу и проверку скоростных характеристик (видео на нашем YouTube канале).
Механика включения 5-й передачи в КПП
Механизм включения 5-й передачи перемещает блок шестерню 05-1701220 М из положения » откл» в положение «вкл» на расстояние 6 мм. и происходит зацепление зубьев большого венца блок- шестерни 05-171220 и шестерни 05-1701219 на ширину 7 мм.
Фото 13. Пятая передача выключена.
Фото 14. Пятая передача включена.
PS. Произведена доработка блока шестерён для увеличения надёжности использования 5-й передачи.
1. Исходя из того, что большая шестерня блока шестерён шириной 12 мм. при нахождении механизма включения 5-й передачи в положении «откл.» имеет зазор с механизмом включения передач «вперёд – назад» порядка 3,5 мм. (фото 15), произведено:
— увеличение ширины зубьев большой шестерни блока шестерён с 12 мм. до 15 мм.;
— уменьшение, соответственно, ширины вилки механизма включения 5-й передачи с 25,4 мм. до 22,4 миллиметров.
Фото 15.
2. В этом случае ширина зацепления по зубьям между большой шестерней блока шестерён (шириной 15 мм.) и сопрягаемой шестерней (шириной 9 мм.) увеличилась до 9 мм (т.е. полное зацепление сопрягаемых шестерен), что значительно увеличило надёжность и долговечность данной конструкции.
Дополнительные материалы:
Городской телефон: 8017 510-44-01.Мобильные телефоны: +375296741674 (A1, Viber и WhatsApp); +375298767878 (МТС).
Подписывайтесь на наши социальные сети: