Идея создания мотоблока зародилась в начале 70-х годов в ГСКБ, в конструкторском бюро перспективного проектирования, руководил которым Козлов Е. Н. А началось все с самодельного мотоблока, который изготовил своим родителям инженер- конструктор Кузнецов А.Д. Мотоблок был сделан на базе двигателя от мотоцикла ИЖ, это и определило дальнейшее направление работ по созданию средств малой механизации.
На фотографии Кузнецов Антон Дмитриевич с одним из первых мотоблоков.
В процессе конструирования был изучен опыт зарубежных фирм, выпускающих аналогичные изделия. Зарубежные мотоблоки были в основном низкоклиренсные, что не в полной мере соответствовала технологии возделывания сельскохозяйственных культур в личных подсобных хозяйствах СССР. Изучив технологию посадки картофеля, свеклы и других овощных культур было принято решение о разработке мотоблока с повышенным дорожным просветом 300мм. и колеей 450, 600, 700мм.
Наиболее подходящими для мотоблока оказались двигатели Петропавловского завода малолитражных двигателей (Казахстан) УД-15 и УД-25, впоследствии СК-6, СК-12 они максимально унифицированы и сконструированы на базе двигателя МЕМЗ-966 автомобиля Запорожец.
Силовая передача мотоблока спроектирована аналогично тракторной, что позволило значительно увеличить срок службы изделия. В конструкции была использована муфта сцепления с пробковыми фрикционными дисками от выпускаемого в то время мотоцикла на Минском мотовелозаводе, однако из-за низкой надежности они были заменены на пластмассовые, производство которых было организовано на участке пластмасс и резиновых изделий в цехе опытного производства. Коробка передач с шестернями постоянного зацепления, имеющая четыре передачи вперед и две назад, главная передача, дифференциал и ВОМ размещены в одном корпусе. Конечные передачи смонтированы в отдельных корпусах и стыкуются с корпусом трансмиссии, обеспечивая дорожный просвет 300 мм. Следует отметить, что начало производства мотоблока не 1978 год, как многие пишут, а 1981. До этого, начиная с 1976 г., была разработана конструкция, согласовано техзадание, изготовлены опытные образцы, проведены стендовые испытания трансмиссии и испытания опытных образцов мотоблоков, доработана документация по результатам испытаний и выдана в подготовку производства.
В 1979 году была создана группа по разработке мотоблоков во главе с Кузнецовым А.Д., в которой работали Стульба И.С., Швайба Н.М. и др. В мае 1981 года приказом директора завода группа была преобразована в конструкторское бюро мотоблоков.
Организовать производство мотоблоков на МТЗ, ввиду загруженности основным производством, было невозможно, поэтому было принято решения привлечь к производству Минский моторный завод, мотовелозавод, завод шестерен, станкостроительный завод.
В 1981 году выходит Постановление Совета Министров БССР «О выпуске на МТЗ партии мотоблоков 150 штук», этим постановлением предприятиям доведено задание о поставке МТЗ узлов и деталей для сборки мотоблоков. Аналогичные постановления были выпущены на 1982 и 1983 годы с выпуском мотоблоков 500 и 1000 штук соответственно. Сборочное производство мотоблоков организовали на площадях испытательной станции МТЗ. на специально сконструированных стендах. Одновременно на заводе «Лидсельмаш» начали выпускать сельхозорудия к мотоблоку. Особенно резко возрос спрос на мотоблоки, когда была снижена цена (876 руб. вместо 1267), при этом производство мотоблоков на испытательной станции достигло до 5000 штук в год. В середине 80 годов производство мотоблоков перенесено на МТЗ. К тому времени КБ мотоблока разработало малогабаритный трактор «Беларусь МТЗ 82БС, с двухцилиндровым V-образным двигателем «Бриггс-Страттон, мощностью 12,5 л.с., который также выпускался на этих площадях. Производство мотоблоков и мини-тракторов на МТЗ велось до 1992г., после чего началась новейшая история малогабаритной техники на РУП «Сморгонский агрегатный завод».
За разработку и освоение серийного производства малогабаритной техники в 1994 году ряду работников МТЗ присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
PS: Мотоблок как и любая другая техника имеет определенные недостатки например, есть у владельцев проблемы с выключением блокировки дифференциала на пахоте, культивации при развороте. Существенно улучшится разворот, если, находясь в прямолинейном движении в самом конце гона одной рукой слегка подергивать рукоятку управления мотоблоком влево, вправо, а другой рукой выдернуть тягу блокировки и поставить на фиксатор. Многие владельцы мотоблоков, вероятно, так и делают.
Первый заместитель начальника ГСКБ с 1996 по 2009 г.г. А.Д.Кузнецов.
Городской телефон: 8017 510-44-01.Мобильные телефоны: +375296741674 (A1, Viber и WhatsApp); +375298767878 (МТС).
Подписывайтесь на наши социальные сети: